В этой статье подробно расскажу, что такое система управления профессиональными рисками, потому как это самый популярный вопрос. Потому как очень скоро будут проверять на наличие внедрения и реализации данной процедуры в организациях. А как говорится, кто не успел, тот опоздал. Штрафы неминуемы, поэтому буду несколькими статьями раскладывать профессиональные риски “по полочкам”.
Организация безопасного производства в России на много лет отстала от Запада, но постепенно перенимает их стандарты, опыт и обязывает работодателей следовать новым требованиям законодательства. Понятно, что активное использование техники и технологий в современном обществе, применение химических и биологических веществ, приводит к увеличению рисков для работников и в том числе в непроизводственной сфере.
Полностью избежать опасных ситуаций просто невозможно, как говорят производственники: “Если все делать по инструкции, то работа остановится!”. Но можно к этому стремится посредством минимизации рисков, своевременного выявления и устранения. По-русски говоря, вам нужно внимательно посмотреть вокруг и понять что же не так? :) Ну и по традиции жанра, составить необходимые документы.
Система управления профессиональными рисками
Для начала скажу, что система управления профессиональными рисками (СУПР) – это комплекс мер, нацеленных на обнаружение, анализ и снижение уровня риска. О том что такое это такое, как определить и выявить рассказывала в другой своей заметке.
Система управления профессиональными рисками является частью Системы управления охраной труда (СУОТ) и входит в ее состав на основании п.5 Приказа Минтруд № 776н. Но как реализовать ее на практике, а самое главное, какова ее реальная эффективность?
Оценить эффективность можно, только выполнив оценку рисков в организации, идентифицировав опасности, запустив функционирование и приступив к устранению. На сокращение уровня угрозы для жизни и здоровья работников, нацелены обе системы.
И слово «система» здесь явно нелишнее. Потому как предполагается продуманный, системный подход к решению этой непростой задачи. Она разбивается на несколько элементов, которые позволяют выполнить работу полноценно и для этого:
- Определяются риски.
- Снижается их уровень.
В теории-то, конечно, все элементарно, просто, а вот как на практике все это реализовать? Особенно в условиях жесткой экономии бюджета, нежелания работодателей заниматься разработкой ненужных бумажек и прочего.
Но согласно приказа Минтруда РФ от 29.10.2021 N 776Н и статьи 218 ТК РФ все работодатели обязаны оценивать и контролировать риски в организациях, даже если это офисные компании. А в случае отсутствия такого контроля возможен штраф на сумму от 80 000 рублей (ч.1 ст 5.27.1 КоАП).
Поэтому предлагаю вам посмотреть видео, в котором рассказываю подробно рассказываю об основных заблуждениях про оценку профессиональных рисков, а также оставляю ссылку на свой канал Youtube, где можно ознакомить с другой полезной информацией.
Элементы системы управления профессиональными рисками
Нужно понимать, что система управления и оценки профессиональными рисками в охране труда – это не панацея и не исключит полностью травматизм, потому как человеческий фактор всегда присутствует. Но при постоянном плотном контроле и работа с СУПР вы сможете всегда держать “руку на пульсе”.
И конечно, нужно подробно рассказать о том, что система управления профессиональными рисками включает в себя следующие основные элементы, которые способствуют полноценному анализу:
- Определение опасностей, для чего изучается рабочее место, обязанности, принятые меры защиты.
- Оценка риска с использованием одной из методик. Выставляется в любом формате – от 1 до 10, по шкале «низкий высокий» и т.д.
- Разработка способов снижения или исключения угрозы для жизни и здоровья персонала. Если некие средства защиты уже применяются, они могут быть усовершенствованы. В идеале нужно сократить негативные факторы до нуля.
- Предоставление сотрудникам информации о результатах оценки. Проводятся инструктажи, доп. обучение, готовятся методички и т.д.
- Реализуются другие решения, например, административные или технические мероприятия, требующие согласования с руководством.
Все работы ведутся последовательно, начиная с составления общего плана действий. Процесс небыстрый, но может быть реализован путем проведения капитального ремонта машин и механизмов, проверки безопасности оборудования, наличию сертификатов, эргономики рабочего места и много другого.
И для каждой организации эти методы снижения рисков свои, например, для бюджетных учреждений это может быть монтаж антискользящих покрытий для ступеней с целью уменьшения вероятности падения работников.
Внедрение системы управления профессиональными рисками
Если ранее в организации не было систематических мероприятий по анализу и улучшению условий, с точки зрения охраны труда, то внедрение системы управления профессиональными рисками лучше вести поэтапно:
- Назначение ответственных сотрудников, для этого необходимо документальное закрепление их обязанностей и полномочий. Подготовка приказа о создании комиссии по организации.
- Разработать Положение о системе управления производственными рисками, примерный образец, вы можете скачать в этой статье, и утвердить руководителем организации.
- Подготовка сотрудников, которые займутся оценкой профрисков, потому как с бухты-барахты не разобраться и можно просто не учесть всех опасностей, которые могут воздействовать в трудовой деятельности и остаться незамеченными.
- Обеспечение быстрой передачи информации, мониторинг ситуации на местах, контроля и реагирования на изменения, в том числе различные ЧП.
Поскольку появление СУПР затронет устоявшиеся процессы, требуется участие руководства, максимальная помощь со стороны других сотрудников, в том числе и финансирование. Первое время понадобятся особые меры по контролю над выполнением требований системы управления производственными рисками.
Элементы системы управления профессиональными рисками
Базовым нормативным актом, регулирующим Систему управлению профессиональными рисками, является Положение о СУПР. Вы можете использовать Типовое положение о системе управления профессиональными рисками, но обязательно переработав его для своей организации.
При осуществлении и реализации требований Приказа № 776н, не стоит забывать о ключевых требованиях и критериях к элементам системы управления профессиональными рисками:
- прозрачность и общедоступность;
- главной целью должна ставиться минимизация рисков, вредных последствий для здоровья работника;
- донесение до персонала;
- распределение ответственности и полномочий сотрудников.
Чтобы реализовать на практике в крупной организации внедрение системы управления профессиональными рисками, этим должен заниматься не один человек, а организованный Координационный совет, в небольших организациях одному специалисту по охране труда тем не менее по факту тоже не справиться, необходима помощь руководителей подразделений.
И, конечно же, преобразования почти всегда требуют финансовых вложений, что не всегда нравится руководителю предприятия, но есть способ убедить руководство – это предоставление информации о возможных потерях (штрафы, компенсации, больничные и т.д.), которые полностью реализованная система управления профессиональными рисками на предприятии уменьшит.
Требования к политике СУПР
Специалисту, занимающемуся в организации охраной труда, даются широкие возможности по составлению рекомендаций и выбору методик оценки рабочих мест. Не существует универсального перечня действий, которые подошли бы любому предприятию, что с одной стороны, вроде плюс, но с другой, накладывает ответственность и обязывает к профессиональной грамотности.
Именно поэтому многие руководители предприятий предпочитают обращаться в экспертные организации, которые помогают им реализовать общие требования к политике формирования СУПР:
- Соответствие сфере деятельности, характеру и масштабам рисков работодателя.
- Снизить число травмоопасных ситуаций и вредных для здоровья факторов. Обеспечить дальнейшее развитие Системы управления профессиональными рисками.
- Соответствовать требованиям законов.
- Документирование выполненных процедур, выводов, результатов наблюдений.
- Доступность для всех сотрудников, в том числе из подрядных организаций.
Если вы решили действовать самостоятельно, имеет смысл изучить ГОСТ Р 12.0.010-2009 ССБТ для лучшего понимания задачи.
Система управления профессиональными рисками – это не только статичная совокупность методик, но и свобода анализа, ведь любые изменения (открытие нового цеха, увеличение численности сотрудников, появление новых должностей и пр.) для специалиста по охране труда – повод для новой оценки и корректировки способов управления.
Эффективность системы управления профрисками
И чтобы система управления профессиональными рисками в организации дала большую эффективность необходимо собрать, проанализировать и использовать в работе комиссии следующие факты:
- Количество случаев травматизма, выявленных профзаболеваний.
- Изменение итоговой выработки на производстве
- Рекомендации и замечания профсоюзов, предписания контролирующих органов, нарушения, зафиксированным трехступенчатым контролем, жалобы работников и тд.
- Соответствие нормам Трудового Кодекса (обеспеченность СИЗ, проведение медицинских осмотров, СОУТ, предоставление по факту гарантий и компенсаций за вредные и опасные условия труда и прочее).
Обычно предусматриваются регулярные отчеты, предоставляемые руководству об отклонении от требований СУПР. Их периодичность диктует Положение о системе управления профессиональными рисками в организации.
Основные выводы
Система управления профессиональными рисками является обязанностью всех работодателей без исключения, даже индивидуальных предпринимателей, и проводить ее нужно. Если ваше руководство против, то можно привести различные доводы, например, статьи из НПА, судебную практику, которая уже имеется в достаточном количестве и наглядно показывает, что штраф неизбежен из-за отсутствия профрисков.
Система управления профессиональными рисками нацелена на значительное снижение показателей травматизма и профзаболеваемости, особенно если реализуется на практике, а не только на бумаге и не пылится на полке с остальными документами, и по факту не работает.
Надеюсь, информация была для вас полезна, а если остались вопросы или есть что добавить, присоединяйтесь в комментариях. К тому же могу оказать помощь в проведении оценки профессиональных рисков у вас в организации, обращайтесь.
Желаю вам безопасной и эффективной работы!
Оставить комментарий