Казалось бы, понятие охраны труда достаточно простое и не требующее определения, все ясно и четко – оберегаем труд работников организации.
И работая каждый день, специалист по охране труда выполняет огромный объем мероприятий и разрабатывает кучу документов, для того чтобы сберечь жизни работников и “не подставить” своего работодателя.
Хотя очень часто, к большому сожалению, специалистам по охране труда в организации не уделяют должного внимания и часто приходится отстаивать свою точку зрения и доказывать, что выполнять требования трудового законодательства нужно стремиться.
Организации, которые более-менее соблюдают требования ТК РФ в части охраны труда, к сожалению, в меньшинстве, и тут не всегда все зависит только от работодателя. Часто сами специалисты по охране труда или лица выполняющие эти обязанности не понимают цели и задачи охраны труда.
Этой заметкой хочу напомнить, что же входит в понятие охраны труда, ведь это не только ворох бумаг, большинство из которых просто пылится на полках. Поэтому предлагаю прочитать эту заметку до конца, и если у вас будет что добавить, свои мысли, позицию, напишите об этом в комментариях, диалог приветствуется!
Понятие охраны труда
Начну с простых истин и скажу, что охрана труда — это деятельность по обеспечению безопасности жизни и здоровья работников.
В понимание деятельности в сфере безопасности входит не только бумажная бюрократическая волокита, когда нужно без конца готовить приказы, протоколы, положения и так далее, это важно, но и должна быть работа с персоналом, не только с рабочими, но и с руководителями подразделений.
Каждый аспект системы охраны труда, ее принципы и значение, которое она имеет для сотрудников и предприятия (бизнеса) в целом важен и, чтобы потом “не подскакивать”, лучше разобраться сейчас, и начать соблюдать требования законодательства.
Цели и задачи охраны труда
Все ключевые цели и задачи охраны труда заключаются в сохранении жизни и здоровья сотрудников во время решения им каких-либо профессиональных задач. Они все сформулированы и закреплены в Трудовом Кодексе Российской Федерации (главы 33-36). Задачи охраны труда можно разбить на 2 группы:
- Социальная. Подразумевает обеспечение и создание условий, не допускающих или снижающих риски. Для предупреждения любых, даже незначительных происшествий, должна проводиться подготовительная работа.
- Экономическая. Здесь охрана труда рассматривается, как способ минимизации потерь, поддержания высокой экономической эффективности предприятия или целой отрасли. Потому как небезопасные действия могут причинить вред не только сотрудникам, но и оборудованию, которое может остановить весь процесс.
Обеспечивая должный уровень безопасности, предприятие выполняет социально значимую роль, демонстрирует свой высокий уровень и статус. Никогда не обращали внимание, когда смотрите на работников компании, а они все в спецодежде, сразу появляется мысль: “Наверное, серьезная организация”. И также в глазах заказчика, если ваша компания выступает в роли подрядчика, отношение будет уже не как к шарашкиной конторе :)
И работники подвергаются меньшему риску, снижается травматизм и развитие профессиональных заболеваний. А это значит меньше судебных издержек, потому как люди сейчас грамотные, знают свои права и отстаивают их в суде. От правильного подхода к охране труда «выигрывает» экономика предприятия в целом.
Факторы, влияющие на условия труда
Каждый человек в течение рабочего дня испытывает влияние массы внешних воздействий, в легкой форме или опасных и вредных. Часть легко выделить (температура в помещении), другие на сознательном уровне не фиксируются (психологические факторы).
И эти факторы, влияющие на условия труда, воздействуют на эффективность работы, а также на уровень рисков для сотрудников, расскажу вкратце о них:
- Технические факторы – это степень автоматизации технологического процесса, оборудования и рабочего места. Это также рациональное размещение техники, наличие средств защиты, использование вычислительных устройств и другого оборудования, упрощающего деятельность, что прямо влияют на производительность и безопасность
- Эргономические факторы подразумевают поддержание условий, при которых физические и психологические нагрузки не превышают возможностей сотрудника. Это распределение рабочего времени, организация отдыха, отбор персонала, лучшего всего подходящего для конкретных задач. Сюда же относят минимизацию информационной нагрузки, предотвращение стрессов.
- Эстетические факторы – то, насколько приятно работать с конкретным оборудованием или в определенной зоне. Аналогично и относительно мест отдыха и питания. Обеспечивается собранность и сосредоточенность на отдельной задаче.
- Санитарно-гигиенические факторы включают в себя качество воды, воздуха, уровень шума, вибраций, освещения, излучений и т.д. Существуют требования ГОСТов и ССБТ, где прописаны граничные значения или условия, которые должны соблюдаться.
- Организационные факторы подразумевают грамотный распорядок на предприятии, продуманный режим труда и отдыха, 100% обеспеченность униформой, средствами защиты, исправными орудиями производства. К данным факторам относится и контроль над выполнением задач, профподготовкой.
- Психофизиологические факторы – совокупность понятий, отражающих «климат» в коллективе, отношения персонала разного уровня. Как и эстетические, напрямую влияют на степень комфорта. В конечном итоге повышаются или снижают эффективность деятельности, вероятность ЧП.
- Социально-бытовые факторы – обустройство территории и помещений, порядок на рабочем месте, наличие столовой, медпункта, комнаты отдыха, удовлетворение потребностей работника. Актуально не только для крупных производств.
- Природно-климатические факторы — местные природные особенности. Влажность, давление, осадки, перепады температур и другие.
- Экономические факторы – показатели, влияющие на выполнение задачи, скорость, выработку и т.д. Обеспеченность подходящим оборудованием, оптимальное распределение обязанностей, снижение потерь времени, сил, расходных материалов, сокращение брака.
Легко заметить, что многие факторы перекликаются друг с другом, а удобство и комфорт влияют на показатель эффективности труда. На безопасность деятельности влияют отвлекающие факторы, четко прописанные правила охраны труда, отсутствие стресса, удобный инструмент и многое другое.
Принципы организации охраны труда
Зная основополагающие принципы охраны труда, руководители организаций смогут снизить и свои риски, как владельцы бизнеса. Да придется регулярно выделять определенные суммы на охрану труда, но они позволяют предупредить развитие неблагоприятных ситуаций, которые могут повлечь за собой еще большие траты. И к принципам ОТ относят:
- Проведения мероприятий с целью сохранения жизни и здоровья персонала.
- Социальное партнерство работодателей и работников в сфере охраны труда.
- Защита права работников на труд.
- Выплата компенсаций за вредные или опасные условия работы.
- Страхование от несчастных случаев и заболеваний.
- Реабилитация пострадавших на производстве.
Каждый пункт предполагает масштабную работу, проводимую постоянно, ведь принципы охраны труда опираются на положения Трудового Кодекса.
Мероприятия по охране труда
Нужно учитывать специфику каждого конкретного предприятия, выстраивая систему охраны труда, чтобы добиться лучшего результата. Одного метода для всех быть не может. Воплощения в жизнь мероприятия по охране труда можно взять за пример организацию со схожей спецификой, а также требования законодательства, применимые к ней. И обратить особое внимание нужно на:
- Правовые мероприятия – создание норм, положений, стандартов, в которых прописаны правила и средства по их соблюдению. Они обязательно основываются на законодательной базе и внутренних правилах предприятия.
- Социально-экономические – льготы и компенсации, стимулирующие к соблюдению правил охраны труда, обязательное соцстрахование, особые условия для сотрудников, подвергающихся повышенному риску. Возможно даже введение системы премирования за соблюдение правил охраны труда.
- Организационно-технические – разработка и внедрение системы управления охраной труда, определяющей способы достижения целей ОТ в организации.
- Санитарно-гигиенические мероприятия направлены на сокращение количества вредных воздействий, их интенсивности, создание оптимальных условий для профессиональной деятельности.
- Лечебно-профилактические – медосмотры, доппитание при необходимости.
- Реабилитационные – меры по восстановлению трудоспособности специалистов, подвергшихся воздействию вредных факторов, получивших травму.
Согласно статье 214 ТК РФ организация охраны труда – одна из обязанностей работодателя, несущего ответственность за сотрудников любого уровня.
Основные выводы
Многие считают, что понятие охраны труда – это огромная куча правил, законов и постановлений, которые только и реализуются на бумаге, в лучшем случае, потому как если внедрять их в жизнь и реально заботиться о жизни и здоровье персонала, то основная работа будет стопориться.
Так думают только те руководители, которые не хотят перетруждать себя лишними обязанностями и делами, типа заполнения журналов и составления инструкций. Но стоит задуматься, что охрана труда придумана не из-за дополнительной бюрократической проволочки, а чтобы каждый день работники возвращались домой живыми и здоровыми.
На этом статью-рассуждение закончу, если вы захотите высказать свои мысли по данному поводу, рассказать, как обстоит отношение к охране труда у вас в организации, прошу присоединяться в комментариях.
Желаю вам безопасной и эффективной работы!
Оставить комментарий