Главное про погрузо-разгрузочные работы: безопасное выполнение кранами и работниками

Охрана труда при погрузо-разгрузочных работах
Обновлено:

Погрузо-разгрузочные работы проводятся в большинстве организаций, даже в небольших, причем многие работодатели не отдают отчет в необходимости соблюдать правила по охране труда при выполнении таких мероприятий, ну и как следствие повышенный травматизм среди работников.

Несчастные случаи часто происходят не только со стропальщиками или сотрудниками, привлеченными для проведения погрузо-разгрузочных работ, но и с водителями автомобилей, и часто причиной становится:

  • безалаберное отношение к содержанию рабочего места;
  • недостаточный контроль или его полное отсутствие со стороны руководителей;
  • нарушение элементарных правил по охране труда.

Чтобы ничего не упустить, предлагаю разобраться в данной теме, “разложить ее по полочкам”, а если у вас останутся вопросы или будет что дополнить, можно написать об этом в комментариях.

Погрузо-разгрузочные работы

Погрузо-разгрузочные работы – это мероприятия, при которых производится погрузка и выгрузка грузов различной тяжести и габаритов как вручную, так и при помощи специального оборудования или техники.

И соблюдать правила безопасного выполнения работ, которые обязует нас приказ Минтруда РФ от 28.10.2020 N 753Н нужно даже для переноса грузов вручную, потому как работник может спину “сорвать” или со временем будет выявлено развитие профессионального заболевания.

Но это еще, так сказать, “цветочки”, а вот “ягодки” это, когда происходят летальные несчастные случаи и вся ответственность ложится на плечи руководителя работ и работодателя. 

Если охрана труда при погрузо-разгрузочных работах не соблюдается, то травматизм достаточное распространенное явление и причиной часто становится:

  1. Нахождение людей в зоне погрузо-разгрузочной деятельности.
  2. Недостаточное пространство для проведения работ.
  3. Незнание правил строповки грузов.
  4. Превышение массы груза рабочей грузоподъемности оборудования.
  5. Подъем грузов над людьми.
  6. Отсутствие защитных ограждений при проведении погрузо-разгрузочных работ.
  7. Недостаточная устойчивость техники при проведении работ.
  8. Недостаточная связь или видимость между стропальщиком и водителем техники.
  9. Отсутствие необходимо обучения у работников.
  10. Работа без использования средств индивидуальной защиты.
  11. Отсутствие технического освидетельствования у техники, применение неисправного инвентаря во время погрузо-разгрузочных работ.
  12. Неблагоприятные погодные условия.

Причин масса, и чтобы избежать травмирования лучше учесть все нюансы и не полагаться на авось, как в одной из организаций, в которой погиб кладовщик, его просто придавило грузом, потому что использовались неисправные стропы. В результате груз сорвался, а работник склада находился в зоне погрузки, он не был обучен и не знал, что можно делать, а чего нельзя.

Весь спектр услуг по охране труда

Введите номер телефона, рассчитаем смету по вашим задачам. Вводите без восьмерки. "Бюро Екатерины Воронцовой" – профессиональное решение ваших задач по охране труда. Качественно и в срок!

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных

Требования к работникам при проведении погрузо-разгрузочных работ

Погрузо-разгрузочные работы относятся к опасным видам работ, поэтому допускаются лица, возраст которых старше 18 лет, прошедшие вводный и первичный инструктаж, стажировку и проверку знаний по охране труда.

Сотрудники должны иметь профессиональное обучение соответствующей квалификации, например, работник, допущенный до стропальных работ, должен иметь удостоверение стропальщика. Ни в коем случае нельзя разрешать стропить людей, которые знают, как это делать, но допусков необходимых не имеют.

Часто сталкивалась с таким ответом руководителей, что стропальщик заболел, а отгрузить “позарез” нужно, вот у нас разнорабочий стропить может, пусть сейчас отработает, все будет отлично. Да, возможно, в этот раз и все обойдется, но если нет, то можно открывать ст. 143 УК РФ.

Но не только обучение необходимо работникам, но и использование в работе средств индивидуальной защиты именно поэтому важно контролировать:

  • обеспечение работников спецодеждой, обувью, защитными касками, сигнальными жилетами;
  • в помещениях, загрязненных вредными или ядовитыми веществами, – обеспечение респираторами, противогазами, костюмами химической защиты.

Спецодежда должна быть застегнута, потому как есть требование безопасности, что при погрузо-разгрузочных работах применение СИЗ с развевающимися концами строго запрещено, она должна быть чистой, без замазученных пятен.

Вредные и опасные производственные факторы

При проведении погрузочно-разгрузочных работ стоит учитывать опасные и вредные факторы, которые будут оказывать воздействие на рабочих, с которыми они должны быть ознакомлены при проведении инструктажа. И к ним относятся:

  • движущиеся части оборудования и механизмов, например, производственная техника транспорт, ручные и механизированные погрузчики, другое производственное оборудование); 
  • воздействие низких или высоких температур; 
  • физические усилия при переноске грузов вручную; 
  • специфика грузов (тары), острые предметы на их поверхности; 
  • возможность падения грузов, частичного или полного разрушения тары.

Вследствие воздействия этих и других факторов может возникать снижение трудоспособности работника, развитие профессионального заболевания, частичная или полная утрата трудоспособности. А чтобы снизить риски при проведении погрузо-разгрузочных работ, нужно выполнять следующие мероприятия: 

  • предварительно подготовить рабочую зону;
  • обеспечить достаточное освещение, если работы проводятся в темное время суток;
  • ликвидировать все ямы, рытвины и овраги;
  • использовать противоскользящие средства (песчано-солевой смеси) в местах подверженных наледи;
  • следить за исправностью погрузчиков, талей, подъемников, электрооборудования, своевременным проведением техобслуживания.

Ответственный за погрузо-разгрузочные работы, назначенное приказом руководителя должен контролировать и знать, что запрещено:

  • курить в зоне ближе 10 метров от места  погрузочно-разгрузочных работ; 
  • загружать или разгружать ядовитые вещества/кислоты вблизи общественных мест;
  • перемещать легковоспламеняющиеся жидкости и газовые баллоны вместе с детонирующими фитилями, петардами, веществами для поддержания горения, пищевыми продуктами;
  • закреплять грузы в кабине транспорта так, чтобы они имели возможность упасть или опрокинуться;
  • проводить такие работы в местах, не обеспеченных средствами первичного пожаротушения.

Очень важна охрана труда при погрузо-разгрузочных работах и  ответственные лица, а также задействованные сотрудники в обязательном порядке должны удостовериться в исправности оборудования, проверить целостность электрооборудования, наличие у него защитного заземления. А в местах, где возможно перемещение людей, ограждают:

  • тали, блоки, другие натяжные устройства по всей высоте их функционирования, а также участки под ними;
  • погрузочные и приемные устройства;
  • части конвейера, которые выступают или пересекают проход или проезд.

Перевозить и перемещать такие грузы следует строго в соответствии с рекомендациями их заводов-производителей, согласно маркировкам и предупреждающим надписям.

Безопасное перемещение грузов вручную

Погрузо-разгрузочные работы могут производиться работниками и вручную, при этом тоже нужно соблюдать определенные правила по охране труда:

  • запрещается обгон рабочих, идущих впереди;
  • нахождение вблизи работающего транспорта;
  • хождение по уже уложенным грузам. 
  • при совместном переносе длинномерных грузов, обязательно расположение рабочих с одной стороны груза, для исключения его перекосов; 
  • следование рабочих в ногу. 

А чтобы снизить вероятность развития профзаболеваний, масса груза, которую позволяется поднимать одним рабочим, не должна превышать 50 кг (у женщин 15 кг). Совместное перемещение рабочими грузов до 80 кг, разрешается только если расстояние, на которое будет перемещен груз, не превысит 25 метров. Когда имеется возможность, следует стараться свести ручной труд к минимуму: использовать подручные приспособления, захваты или тележки.

Основные выводы

Погрузо-разгрузочные работы должны проводиться с учетом положения правил приказа Минтруд № 753н и во многих случаях они являются исчерпывающими. Однако нередко может возникнуть, ситуация, когда их может быть недостаточно. 

В этом случае, согласно п.3 приказа, следует руководствоваться государственными отраслевыми нормативами, а также требованиями предъявляемыми заводами-изготовителями грузов. Более того, следование именно отраслевым нормам считается более приоритетным. 

Но, к примеру, порядок погрузки-разгрузки лесоматериалов в Приказе № 753н содержит лишь общие требования, а если же речь идет о конкретной отрасли, например, о нефтедобывающей промышленности или транспортировке горючего сырья, то следует придерживаться отраслевых норм, установленных для данного вида деятельности.

На этом статью закончу, а если у вас есть что добавить или остались вопросы, прошу присоединяться в комментариях. Если вам нужна помощь по оформлению документов по охране труда, обращайтесь, используя индивидуальный подход, оформим все необходимые материалы.

разработаем документы за вас

Введите номер телефона, рассчитаем смету по вашим задачам. Вводите без восьмерки. "Бюро Екатерины Воронцовой" – весь спектр услуг по охране труда. Качественно и в срок!

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных

11 комментариев

Аватар комментатора Вера Автор: Вера

Екатерина, благодарю за краткую и конкретную информацию по ПРР. На ее базе сделала памятку для ответственных лиц. Сама бы еще долго не собралась проштудировать 753н. А у вас все понятно, доступно и, главное, функционально

Аватар комментатора элеонора Автор: элеонора

Добрый день, вопрос по погрузо-разгрузочным работам с применением ручной тележки типа"Медведка", погрузка- разгрузка готовой продукции со склада по торговым точкам. Этот вид работ считается повышенной опасности или только когда с применением транспортных и грузоподъемных машин ?

Аватар комментатора Галина Автор: Галина

Здравствуйте, Екатерина! Я никак не могу понять ПРР относятся к работам повышенной опасности? Нужно оформлять наряд допуск или можно обойтись целевым инструктажом? Организация по хранению автомобильной техники, иногда проводятся прр автомобильной техники, которая приходит к нам на жд платформах (имеется свой жд тупик), разгрузки проводятся с помощью автомобильного крана. Заранее благодарю за ответ.

Аватар комментатора элеонора Автор: элеонора

Добрый день, помогите пожалуйста разобраться. На предприятии есть два автопогрузчика вилочных, водители обучены, все документы в порядке , но вот в чем вопрос, как назначить лицо ответственное за обеспечение безопасности при погрузо-разгрузочных работах и где его обучить.В должностной инструкции зав.складом и кладовщиков прописан пункт о контроле при проведении погрузо-разгрузочных работ, где их нужно обучить ?

Аватар комментатора Елена Автор: Елена

Екатерина, здравствуйте. Подскажите пожалуйста, какие квалификационные удостоверения должны быть у ответственных за пог.разр работы , и с применеием СГЗП .

Аватар комментатора Светлана Автор: Светлана

Здравствуйте! Подскажите, какими НПА руководствоваться при наработке документации на кран-балки (3 и 5т), располагаются в цехе по производству изделий из бетона, не является ОПО. Спасибо.

Аватар комментатора Екатерина Воронцова Автор: Екатерина Воронцова

Доброго дня

  1. Приказ Минтруда РФ от 27.11.2020 N 833Н
  2. Приказ Минтруда РФ от 28.10.2020 N 753Н
  3. Так как Ваши кран-балки не являются ОПО, но для обеспечения безопасности сотрудников и на усмотрение руководства, Вы можете руководствоваться Приказом Ростехнадзора от 26.11.2020 N 461

Аватар комментатора Станислав Автор: Станислав

Приказ 642н утратил силу с 1 января 2021 года, теперь действует приказ 783н. Очень интересный блог, для меня как для начинающего специалиста это просто кладезь знаний доступным языком, спасибо вам Екатерина

Аватар комментатора Екатерина Воронцова Автор: Екатерина Воронцова

Спасибо большое, за то, что поправили. Не успеваю переписывать статьи, в связи с внесенными изменениями. Но постепенно будут исправлены все утратившие силу НПА

Аватар комментатора Марина Автор: Марина

Руководство начинает понимать важность соблюдения требований охраны труда, к сожалению только после несчастного случая. Так и у нас, произошла травма при погрузке и теперь отношение соблюдению безопасности иное. Спасибо за Вашу работу!

Аватар комментатора Екатерина Воронцова Автор: Екатерина Воронцова

Как показывает практика, так часто бывает, после НС руководители начинают задумываться о соблюдении ТК РФ и понимать для чего у него в штате специалист по охране труда

Оставить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение