Погрузо-разгрузочные работы проводятся в большинстве организаций, даже в небольших, причем многие работодатели не отдают отчет в необходимости соблюдать правила по охране труда при выполнении таких мероприятий, ну и как следствие повышенный травматизм среди работников.
Несчастные случаи часто происходят не только со стропальщиками или сотрудниками, привлеченными для проведения погрузо-разгрузочных работ, но и с водителями автомобилей, и часто причиной становится:
- безалаберное отношение к содержанию рабочего места;
- недостаточный контроль или его полное отсутствие со стороны руководителей;
- нарушение элементарных правил по охране труда.
Чтобы ничего не упустить, предлагаю разобраться в данной теме, “разложить ее по полочкам”, а если у вас останутся вопросы или будет что дополнить, можно написать об этом в комментариях.
Погрузо-разгрузочные работы
Погрузо-разгрузочные работы – это мероприятия, при которых производится погрузка и выгрузка грузов различной тяжести и габаритов как вручную, так и при помощи специального оборудования или техники.
И соблюдать правила безопасного выполнения работ, которые обязует нас приказ Минтруда РФ от 28.10.2020 N 753Н нужно даже для переноса грузов вручную, потому как работник может спину “сорвать” или со временем будет выявлено развитие профессионального заболевания.
Но это еще, так сказать, “цветочки”, а вот “ягодки” это, когда происходят летальные несчастные случаи и вся ответственность ложится на плечи руководителя работ и работодателя.
Если охрана труда при погрузо-разгрузочных работах не соблюдается, то травматизм достаточное распространенное явление и причиной часто становится:
- Нахождение людей в зоне погрузо-разгрузочной деятельности.
- Недостаточное пространство для проведения работ.
- Незнание правил строповки грузов.
- Превышение массы груза рабочей грузоподъемности оборудования.
- Подъем грузов над людьми.
- Отсутствие защитных ограждений при проведении погрузо-разгрузочных работ.
- Недостаточная устойчивость техники при проведении работ.
- Недостаточная связь или видимость между стропальщиком и водителем техники.
- Отсутствие необходимо обучения у работников.
- Работа без использования средств индивидуальной защиты.
- Отсутствие технического освидетельствования у техники, применение неисправного инвентаря во время погрузо-разгрузочных работ.
- Неблагоприятные погодные условия.
Причин масса, и чтобы избежать травмирования лучше учесть все нюансы и не полагаться на авось, как в одной из организаций, в которой погиб кладовщик, его просто придавило грузом, потому что использовались неисправные стропы. В результате груз сорвался, а работник склада находился в зоне погрузки, он не был обучен и не знал, что можно делать, а чего нельзя.
Требования к работникам при проведении погрузо-разгрузочных работ
Погрузо-разгрузочные работы относятся к опасным видам работ, поэтому допускаются лица, возраст которых старше 18 лет, прошедшие вводный и первичный инструктаж, стажировку и проверку знаний по охране труда.
Сотрудники должны иметь профессиональное обучение соответствующей квалификации, например, работник, допущенный до стропальных работ, должен иметь удостоверение стропальщика. Ни в коем случае нельзя разрешать стропить людей, которые знают, как это делать, но допусков необходимых не имеют.
Часто сталкивалась с таким ответом руководителей, что стропальщик заболел, а отгрузить “позарез” нужно, вот у нас разнорабочий стропить может, пусть сейчас отработает, все будет отлично. Да, возможно, в этот раз и все обойдется, но если нет, то можно открывать ст. 143 УК РФ.
Но не только обучение необходимо работникам, но и использование в работе средств индивидуальной защиты именно поэтому важно контролировать:
- обеспечение работников спецодеждой, обувью, защитными касками, сигнальными жилетами;
- в помещениях, загрязненных вредными или ядовитыми веществами, – обеспечение респираторами, противогазами, костюмами химической защиты.
Спецодежда должна быть застегнута, потому как есть требование безопасности, что при погрузо-разгрузочных работах применение СИЗ с развевающимися концами строго запрещено, она должна быть чистой, без замазученных пятен.
Вредные и опасные производственные факторы
При проведении погрузочно-разгрузочных работ стоит учитывать опасные и вредные факторы, которые будут оказывать воздействие на рабочих, с которыми они должны быть ознакомлены при проведении инструктажа. И к ним относятся:
- движущиеся части оборудования и механизмов, например, производственная техника транспорт, ручные и механизированные погрузчики, другое производственное оборудование);
- воздействие низких или высоких температур;
- физические усилия при переноске грузов вручную;
- специфика грузов (тары), острые предметы на их поверхности;
- возможность падения грузов, частичного или полного разрушения тары.
Вследствие воздействия этих и других факторов может возникать снижение трудоспособности работника, развитие профессионального заболевания, частичная или полная утрата трудоспособности. А чтобы снизить риски при проведении погрузо-разгрузочных работ, нужно выполнять следующие мероприятия:
- предварительно подготовить рабочую зону;
- обеспечить достаточное освещение, если работы проводятся в темное время суток;
- ликвидировать все ямы, рытвины и овраги;
- использовать противоскользящие средства (песчано-солевой смеси) в местах подверженных наледи;
- следить за исправностью погрузчиков, талей, подъемников, электрооборудования, своевременным проведением техобслуживания.
Ответственный за погрузо-разгрузочные работы, назначенное приказом руководителя должен контролировать и знать, что запрещено:
- курить в зоне ближе 10 метров от места погрузочно-разгрузочных работ;
- загружать или разгружать ядовитые вещества/кислоты вблизи общественных мест;
- перемещать легковоспламеняющиеся жидкости и газовые баллоны вместе с детонирующими фитилями, петардами, веществами для поддержания горения, пищевыми продуктами;
- закреплять грузы в кабине транспорта так, чтобы они имели возможность упасть или опрокинуться;
- проводить такие работы в местах, не обеспеченных средствами первичного пожаротушения.
Очень важна охрана труда при погрузо-разгрузочных работах и ответственные лица, а также задействованные сотрудники в обязательном порядке должны удостовериться в исправности оборудования, проверить целостность электрооборудования, наличие у него защитного заземления. А в местах, где возможно перемещение людей, ограждают:
- тали, блоки, другие натяжные устройства по всей высоте их функционирования, а также участки под ними;
- погрузочные и приемные устройства;
- части конвейера, которые выступают или пересекают проход или проезд.
Перевозить и перемещать такие грузы следует строго в соответствии с рекомендациями их заводов-производителей, согласно маркировкам и предупреждающим надписям.
Безопасное перемещение грузов вручную
Погрузо-разгрузочные работы могут производиться работниками и вручную, при этом тоже нужно соблюдать определенные правила по охране труда:
- запрещается обгон рабочих, идущих впереди;
- нахождение вблизи работающего транспорта;
- хождение по уже уложенным грузам.
- при совместном переносе длинномерных грузов, обязательно расположение рабочих с одной стороны груза, для исключения его перекосов;
- следование рабочих в ногу.
А чтобы снизить вероятность развития профзаболеваний, масса груза, которую позволяется поднимать одним рабочим, не должна превышать 50 кг (у женщин 15 кг). Совместное перемещение рабочими грузов до 80 кг, разрешается только если расстояние, на которое будет перемещен груз, не превысит 25 метров. Когда имеется возможность, следует стараться свести ручной труд к минимуму: использовать подручные приспособления, захваты или тележки.
Основные выводы
Погрузо-разгрузочные работы должны проводиться с учетом положения правил приказа Минтруд № 753н и во многих случаях они являются исчерпывающими. Однако нередко может возникнуть, ситуация, когда их может быть недостаточно.
В этом случае, согласно п.3 приказа, следует руководствоваться государственными отраслевыми нормативами, а также требованиями предъявляемыми заводами-изготовителями грузов. Более того, следование именно отраслевым нормам считается более приоритетным.
Но, к примеру, порядок погрузки-разгрузки лесоматериалов в Приказе № 753н содержит лишь общие требования, а если же речь идет о конкретной отрасли, например, о нефтедобывающей промышленности или транспортировке горючего сырья, то следует придерживаться отраслевых норм, установленных для данного вида деятельности.
На этом статью закончу, а если у вас есть что добавить или остались вопросы, прошу присоединяться в комментариях. Если вам нужна помощь по оформлению документов по охране труда, обращайтесь, используя индивидуальный подход, оформим все необходимые материалы.
Оставить комментарий