Все про предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей – порядок проведения

Порядок проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров
Обновлено:

Очень во многих организациях в штате фигурируют должности водителя, но не все правильно организуют предрейсовый медицинский осмотр водителей.

Хотя работник ответственный за перевозку может быть не в себе или, например, выпимши…

И подавно меньше всего думают произвести послерейсовый медицинский осмотр.

Хотя, опять же, выявив нарушение, например, употребление алкоголя или нарушения в состоянии здоровья по окончании смены, то можно предупредить возможный будущий несчастный случай.

Предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей

Предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей многие, вообще, никак не организуют на предприятии, по причине своего незнания или нежелания, но это как Вы понимаете чревато.

И если вам нужно навести порядок и разобраться, как выпускать водителей на линию, то в статье постараюсь рассмотреть все, что знаю и с чем сталкивалась про предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры, в том числе рассмотрю образцы документов, приказы и нововведения в этом году. Итак, начнем.

За чей счет происходит выпуск водителей на линию

В отношении водителей следует руководствоваться и ФЗ № 196 «О безопасности дорожного движения".

В статье 23 этого федерального закона также говорится о том, что предрейсовые медицинские осмотры обязательны, а послерейсовые требуются только водителям транспортных средств, если их работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.

И там же прописано, что обязательные медицинские осмотры проводятся за счет средств работодателя.

И об этом еще говорится в ст. 212 ТК РФ и о том, что обязательно проведение медицинских осмотров работников предприятия, к которым также относятся предрейсовые и послерейсовые медосмотры водителей.

Кроме того, не помешает посмотреть ч. 3 статью 213 ТК РФ – где говорится о том, что отдельным категориям работников необходимо проходить обязательные медицинские осмотры в начале рабочего дня, в течение и в конце рабочего дня.

Причем важно заметить, что время прохождения медицинских осмотров включается в рабочее время.

Кто должен проходить предрейсовый медосмотр

Предрейсовые медосмотры должны проходить абсолютно все водители, неважно управляет он автомобилем или погрузчиком, индивидуальный ты предприниматель или юридическое лицо.

Да, да, если вы индивидуальный предприниматель, который использует собственный автотранспорт в рабочих целях, должен пройти выпуск на линию (п. 4 ст. 23 Закона № 196-ФЗ).

Исключением являются водители, которые управляют транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.

При выполнении работы по экстренному вызову они могут покидать рабочее место без медицинского осмотра.

Кто должен проходить послерейсовый медосмотр

Послерейсовые медосмотры проходят следующие категории:

  1. Водители, перевозящие людей и работающие по договору перевозки.
  2. К примеру, водитель главного бухгалтера, не должен проходить послерейсовый медосмотр, так как он выполняет свои функциональные обязанности по условиям трудового договора.

    Пассажиром является человек, не член экипажа, который перевозится в автомобиле, на основании гласного или негласного договора о перевозке. Заключение этого договора подтверждается билетом.

  3. Водители, транспортирующие опасные грузы.
  4. Работник, который провел в рейсе больше одного дня, либо после последнего рейса, из учета, что в течение рабочего дня водитель транспортного средства совершил один и более рейсов.
  5. Последний пункт был разъяснен Письмом Минтранса от 8 апреля 2019 г. № Д3-531-ПГ.

Кто имеет право проводить предрейсовый медосмотр водителей

Проводить осмотр водителей имеет право только медицинский работник, имеющий медицинское образование и соответствующий сертификат.

При этом если это медработник является сотрудником медицинской организации, запросите лицензию на оказание данных услуг.

В случае если медработник штатный сотрудник вашей компании, то имейте в виду, что также нужно получить лицензию на проведение медицинских осмотров.

И здесь не рассматривается то, что вы выпускаете только своих сотрудников на линию, не оказывая финансовых услуг. Ознакомьтесь с п.46 статьи 12 ФЗ № 99 «"О лицензировании отдельных видов деятельности".

Все тонкости получения такого вида лицензии испытала на себе, поэтому, если вам интересны подробности, подготовлю статью на эту тему. Пишите в комментарии.

Порядок проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров

При проведении предрейсового и послерейсового медосмотра водителей нужно соблюдать следующий порядок:

  1. Рассмотрите жалобы на состояние здоровья работников, есть ли какие-то недомогания.
  2. Проведите визуальный осмотр на наличие травм, ушибов или повреждений, которые могут мешать управлению транспортным средством.
  3. Измерьте пульс, давление, температуру тела водителя.
  4. При помощи специальных приборов необходимо проверить наличие признаков алкогольного или наркотического опьянения.
  5. Оформите путевой лист и сделайте запись в журнале проведения медосмотров на предприятии.

Предрейсовые медосмотры нужно проводить перед началом работы, то есть рейса. Скажите, капитан очевидность :) Но почему-то на деле с выполнением не у всех все норм!

Они, в первую очередь, необходимы для того, чтобы обнаружить развитие заболеваний, перед рейсом понять, как себя чувствует себя водитель, исключить у него переутомление и не допустить работника в состоянии наркотического или алкогольного опьянения.

Чтобы подробно изучить данную тему, можете почитать Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15 декабря 2014 г. N 835н "Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров".

Если же времени у вас мало, читаем статью дальше. :)

Далее опять, включая капитана очевидность, скажу, что послерейсовые медосмотры - это осмотры после рейса.

Нужны, чтобы в конце рабочей смены определить, не появились ли у водителя:

  • признаки воздействия вредных или опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса, которые могут пагубно влиять на состояние здоровья работников;
  • острое профзаболевание или отравление;
  • имеют ли место быть признаки алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

Журнал предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей

Правила оформления журнала регистрации предрейсовых и послерейсовых медосмотров

После того как был проведен медосмотр водителя перед выпуском на линию, необходимо оформить запись в журнале регистрации предрейсовых медосмотров.

Записываем следующее:

  • дату и время прохождения медосмотра;
  • ФИО водителя;
  • пол;
  • дату рождения;
  • результаты исследований;
  • заключение о результате медосмотра.

Далее, ставит подпись медработник и сотрудник.

Как и все журналы на предприятии, он должен быть прошит, пронумерован, скреплен печатью и подписью.

Правила оформления путевых листов

Далее после того, как журнал предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей был заполнен, на путевых листах ставится штамп "прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен". Медицинский работник должен поставить подпись.

Это требование можно посмотреть в п.16 приказа Минтранса от 18 сентября 2008 г. № 152 «Об утверждении Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов».

В своем письме № Д3-531-ПГ от 8 апреля 2019 г. Минтранс напомнил об этом обязательном моменте.

Правила оформления путевого листа

Правила оформления путевки

При его заполнении нужно указать срок действия, в течение которого путевой лист можно использовать.

Все водители в обязательном порядке должны иметь при себе путевые листы после выпуска на линию.

Ответственность работодателя

Так как дорога является объектом повышенной опасности, то и требования к работодателю высокие, поэтому ответственность за выпуск автомобиля на линию без медосмотра водителя карается немалыми штрафами.

Вот, например, если допустить водителя без прохождения обязательных предрейсовых и послерейсовых медосмотров или при наличии у него медицинских противопоказаний к работе, то по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ грозит штраф:

  • на должностных лиц – от 15000 до 25000 руб.;
  • на предпринимателей – от 15000 до 25000 руб.;
  • на юридических лиц – от 110000 до 130000 руб.

Если нарушить порядок проведения медосмотров, то будет привлечены к административной ответственности по ст. 11.32 КоАП РФ:

  • на граждан – от 1000 до 1500 руб.;
  • на должностных лиц – от 2000 до 3000 руб.;
  • на предпринимателей и юридических лиц – от 30000 до 50000 руб.

В случае допуска водителя в состоянии алкогольного опьянения будите отвечать по ст. 12.32 КоАП РФ:

  • на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств – 20000 руб.;
  • на юридических лиц и предпринимателей – 100000 руб.

Не забывайте, что ответственность может быть не только административной, но и уголовной.

Основной вывод

Несмотря на ответственность и штрафы желаю не забывать, что дорога является объектом повышенной опасности, которая может грозить травмой не одному взятому человеку, а десяткам одновременно и не только работающих в вашей организации, но и другим участникам дорожного движения.

В машинах часто перевозят детей, а халатное отношение к выпуску водителей на линию, может угрожать и их жизни.

А путевые листы с печатями так часто покупают и продают, потому что у работодателей нет времени, не хочется «заморачиваться» и упускать возможности.

Но если мы все будем ответственно подходить к предрейсовым и послерейсовым медицинский осмотрам водителей, то процент несчастных случаев будет гораздо ниже.

Желаю вам эффективной, а главное, безопасной работы!


Если у вас появились вопросы, пишите о них в комментариях, возможно, они послужат ядром для следующей статьи.

Сделай репост – выиграй ноутбук!

Каждого 1 и 15 числа iBook.pro разыгрывает подарки.

  • Нажми на одну из кнопок соц. сетей
  • Получи персональный купон
  • Выиграй ноутбук LENOVO IdeaPad

Подробно: ibook.pro/konkurs

LENOVO IdeaPad Intel Core i5, 8ГБ DDR4, SSD, Windows 10

51 комментарий

  • Аватар комментатора Лилия Лилия
    Здравствуйте!У меня такой вопрос,что чем грозит мед.работнику и юр.лицу за выпуск на рабочем автомобиле,НЕ водителя,а иного сотрудника,которому в должностной инструкции прописали такие полномочия(о выездах при необходимости)?
    Ответить
    1. Аватар комментатора Екатерина Воронцова Екатерина Воронцова

      Здравствуйте. Ничего, если Вы закрепите за ним право управления данным автомобилем, проведёте обучение и стажировку, оформите путевой лист

      Ответить
  • Аватар комментатора Дмитрий Дмитрий
    Обязанно ли лицо проводящее предрейсовый осмотр ( я водитель погрузчика) предоставить мне свою лицензию, документ об окончании мед.учереждения, свидетельство о поверке инструментов если да то на основание чего?
    Ответить
    1. Аватар комментатора Екатерина Воронцова Екатерина Воронцова

      Вы сомневаетесь в правомерности заключенного договора между вашей организацией и медучреждением?

      Ответить
  • Аватар комментатора Виктория Виктория
    А ЧТО ВЫ МОГЛИ СКАЗАТЬ ПРО КОНДУКТОРОВ. ДОЛЖНЫ ЛИ ОНИ ПРОХОДИТЬ ЕЖЕДНЕВНЫЙ МЕД.ОСМОТР?
    Ответить
    1. Аватар комментатора Екатерина Воронцова Екатерина Воронцова

      А на каком основании им проводить кондукторам предрейсовый медосмотр? Он требуется только работникам, управляющим транспортным средством

      Ответить
  • Аватар комментатора Александр Александр
    Здравствуйте уважаемая Екатерина, у меня такой вопрос я работаю в пассажирско транспортной компании водителем автобуса утром как и все мы проходим пред, рейсовый мед, осмотр, у нашей фирмы заключён договор с другой организацией на перевозку их работников, законно ли что эта фирма заставляет нас проходить ещё раз пред, рейсовый мед осмотр расстояние 30 км
    Ответить
    1. Аватар комментатора Екатерина Воронцова Екатерина Воронцова

      По законности, чтобы ответить нужно смотреть условия договора между двумя компаниями, может у них в условиях прописано обязательное прохождение предварительного медосмотра именно от их компании. А по правилам, вы уже прошли предрейсовый медосмотр, Вас выпустили на линию, что подтверждает путевой лист, оснований для повторного прохождения МО нет.

      Ответить
  • Аватар комментатора Валерий Валерий
    Здравствуйте Екатерина, подскажите пожалуйста ка Вы относитесь к прохождению предрейсовых осмотров он-лайн? Насколько это законно? Вот к примеру фирма medpoint24 предлагает такие услуги , дабы сэкономить на медработнике и лицензировании, там по окончании осмотра из принтера выходит чек который приклеиваешь в путевой лист. а журнал электронный с электронной подписью врача.
    Ответить
    1. Аватар комментатора Екатерина Воронцова Екатерина Воронцова

      Здравствуйте. Многие, не только я, относятся настороженно, потому как п.10 приказ N 835н говорится, что нужен визуальный осмотр и сбор жалоб. Хотя организация ссылается, что в вышеуказанном приказе нет ни слова о необходимости присутствия медработника при осмотре и прошли претензий со стороны инспекции не будет. И честно говоря, достаточно удобно применение такого оборудования на предприятии. Лично раньше не сталкивалась, но если есть потребность, то сделала бы следующим образом, написала бы в Минтруд и Минтранс, что бы получить от них официальный ответ, что использование допустимо, и если к вам придет инспектор и захочет выписать штраф, у вас есть соответствующий ответ.

      Ответить
      1. Аватар комментатора Валерий Валерий
        Екатерина Воронцова, Спасибо
        Ответить
        1. Аватар комментатора Екатерина Воронцова Екатерина Воронцова

          И Вам спасибо за интересный вопрос! Озадачусь сбором информации по данному оборудованию

          Ответить
    2. Аватар комментатора Екатерина Г. Екатерина Г.
      Екатерина Воронцова,

      Валерий, мы пользуемся. очень удобно. фирма осуществляет и поверку приборов, и замену расходников, и обучение сотрудников, и даже памятки водителям дают как с ГИБДД разговаривать если возникают вопросы. мы их выбрали т.к. они единственные кто дает юридические гарантии.
      Ответить
      1. Аватар комментатора Екатерина Воронцова Екатерина Воронцова

        Екатерина Г., давно используете?

        Ответить
  • Аватар комментатора Сергей Викторович Сергей Викторович
    Здравствуйте Екатерина Воронцова, помогите разобраться в данной ситуации. Расстояние от места стоянки автотранспорта до медика 10 км. Могут ли водители после прохождения механика ехать к медику. Кто первый должен ставить отметку в путевом листе механик или медик?
    Ответить
    1. Аватар комментатора Екатерина Воронцова Екатерина Воронцова

      Доброго дня. Законодательство не устанавливает последовательность оформления путевого листа, то есть нет конкретики, что должно быть вначале предрейсовый медосмотр или предсменный контроль. То есть они могут выполняться в любой очередности. В подтверждение моих слов, смотрите Письмо Минтранса N ДЗ-531-ПГ от 08.04.2019 (последний абзац).

      Ответить
      1. Аватар комментатора Сергей Викторович Сергей Викторович
        Екатерина Воронцова, то есть я как механик ставлю отметку автомобиль исправен и водитель едит проходить мед.осведетельствование, правильно?
        Ответить
        1. Аватар комментатора Екатерина Воронцова Екатерина Воронцова

          Исходя из письма, получается, что так и есть.

          Ответить
          1. Аватар комментатора Сергей Викторович Сергей Викторович


            Екатерина Воронцова, Спасибо Вам огромное.
            Ответить
            1. Аватар комментатора Екатерина Воронцова Екатерина Воронцова

              Не за что :)

              Ответить
  • Аватар комментатора Анатолий Анатолий
    Добрый день! А предрейсовый медосмотр водителей электропогрузчиков, работающих только на территории организаций тоже необходим?
    Ответить
    1. Аватар комментатора Екатерина Воронцова Екатерина Воронцова

      Доброго дня. Да, конечно. Смотрите ПОТ Р М 088-99, он распространяется на электропогрузчики в том числе (п.1.1), так вот в п.1.33 сказано, что предрейсовый медосмотр им проходить требуется

      Ответить
      1. Аватар комментатора Анатолий Анатолий
        Екатерина Воронцова, ну конечно, там говорится и об этом, и о путевых листах. Но вот в 533 приказе об этом уже ни слова! Что и смущает...
        Ответить
        1. Аватар комментатора Екатерина Воронцова Екатерина Воронцова

          А причем тут 533 приказ? Он на погрузчики не распространяется, они не относятся к грузоподъемным сооружениям.
          Гляньте ГОСТ Р 51354-99, там как раз о них.
          А касательно медосмотров, можете ещё для большей уверенности использовать ТОИ Р-15-051-97 (раздел 2 п.2.1) и на погрузчики распространяется ФЗ-196 (ч.3 ст. 23).

          Ответить
          1. Аватар комментатора Анатолий Анатолий
            Екатерина Воронцова, виноват, 553 приказ от 27.08.2018 - эксплуатация промышленного транспорта
            Ответить
            1. Аватар комментатора Екатерина Воронцова Екатерина Воронцова

              Ничего страшного. В любом случае предрейсовый медосмотр водителям электропогрузчиков проходить нужно.
              Если после приведенных мной аргументов остались сомнения, можете написать официальное письмо в ГИТ и попросить дать разъяснения по данному вопросу (можно это сделать не от компании, а от себя лично, чтобы не привлекать лишнее внимание;) ).

              Ответить
  • Аватар комментатора Светлана Светлана
    Здравствуйте Екатерина, хотим сделать на территории трамвайного парка медицинский кабинет и проводить предрейсовый и послерейсовый медосмотр, медицинское освидетельствование, для своих водителей и на сторону, чтобы люди к нам приходили. Вышлите пожалуйста, какие документы должны быть для получения лицензии для медкабинета.
    Ответить
    1. Аватар комментатора Екатерина Воронцова Екатерина Воронцова

      Доброго дня! Напишите пожалуйста свою почту мне в группе ВКонтакте https://vk.com/okranatruda

      Ответить
      1. Аватар комментатора Светлана Светлана
        Екатерина Воронцова, спасибо огромное, я очень вам благодарна, что вы так помогли. Дай Бог вам здоровья.
        Ответить
        1. Аватар комментатора Екатерина Воронцова Екатерина Воронцова

          Не за что :) обращайтесь!
          Будьте готовы, что получение лицензии медикабинета для предрейсовых медосмотров процедура очень длительная (у меня ушло около 7 месяцев), и требует совершения множества телодвижений :) Поэтому запаситесь терпением и после новогодних праздников в путь :) Будут вопросы обращайтесь за консультацией

          Ответить
          1. Аватар комментатора Светлана Светлана
            Екатерина Воронцова, спасибо огромнейшее, думаю вопросы появятся, поэтому не прощаюсь
            Ответить
  • Аватар комментатора Владимир Владимир
    добрый день подскажите, работая водителем в автотранспотрном предприятии требуют что бы каждый год была новая мед справка о прохождении мед комиссии, по закону ведь каждый год проходят мед комиссию водители кому нет 21г. остальные проходят 1 раз в два года, так это или нет
    Ответить
    1. Аватар комментатора Екатерина Воронцова Екатерина Воронцова

      Добрый день. Периодический медосмотр не отменяет обязательное наличие справки о допуске в качестве водителя, то есть вы должны и то и другое пройти по графику. Все правильно у вас на предприятии организовано. Лайфхак :) если периодический медосмотр и получение справки совпадают в текущем году, можете сэкономить, пройти медосмотр от работы, взять все результаты и тогда про получении водительской справки меньше заплатите и быстрее получите.

      Ответить
  • Аватар комментатора Ирина Ирина
    Добрый день, Екатерина.
    Такая ситуация: мы как предприятие собираемся заключить с медицинской организацией договор на проведение предрейсового медицинского осмотра для водителей. Медицинская организация предлагает нам установить у себя на предприятии установку для проведения данного мед.осмотра. Водители будут сами подходить к данной установке и сами замерять себе давление, дышать в трубку и т.д. Как только установка заметит нарушения, будет красный цвет. Все будет происходить в режиме онлайн. Вопрос: нужно ли нам, как предприятию, получать лицензию на медицинскую деятельность, потому что установка будет находиться у нас, т.е. как ни возьми, все таки у нас на предприятии будет осуществляться предрейсовый медицинский осмотр, но не самим врачом, а машиной для проведения предрейсового медицинского осмотра.
    Ответить
    1. Аватар комментатора Екатерина Воронцова Екатерина Воронцова

      Добрый день. Лицензию не так просто получить и это дорого и очень долго. В любом случае, даже если у Вас будет этот прибор, должен рядом и медик находится, который будет в путевых листах подпись ставить, допуская тем самым на линию. Этот момент, как будет обстоять?

      Ответить
▼ Показать еще комментарии ▼

Добавить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение