Все про предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей – порядок проведения

Порядок проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров
Обновлено:

Очень во многих организациях в штате фигурируют должности водителя, но не все правильно организуется предрейсовый медицинский осмотр водителей. Хотя работник ответственный за перевозку может быть не в себе или, например, выпимши…

И подавно меньше всего думают произвести послерейсовый медицинский осмотр. 

Хотя, опять же, выявив нарушение, например, употребление алкоголя или нарушения в состоянии здоровья по окончании смены, то можно предупредить возможный будущий несчастный случай.

Предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей

Предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей многие, вообще, никак не организуют на предприятии, по причине своего незнания или нежелания, но это как вы понимаете это чревато.

И если вам нужно навести порядок и разобраться, как выпускать водителей на линию, то в статье постараюсь рассмотреть все, что знаю и с чем сталкивалась про предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры, в том числе рассмотрю образцы документов, приказы и нововведения в этом году. Итак, начнем.

За чей счет происходит выпуск водителей на линию

В отношении водителей следует руководствоваться и ФЗ № 196 «О безопасности дорожного движения"

В статье 23 этого федерального закона также говорится о том, что предрейсовые медицинские осмотры обязательны, а послерейсовые требуются только водителям транспортных средств, если их работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.

И там же прописано, что обязательные медицинские осмотры проводятся за счет средств работодателя.

Об этом еще говорится в ст. 212 ТК РФ и о том, что обязательно проведение медицинских осмотров работников предприятия, к которым также относятся предрейсовые и послерейсовые медосмотры водителей.

Кроме того, не помешает посмотреть ч. 3 статью 213 ТК РФ –  где говорится о том, что отдельным категориям работников необходимо проходить обязательные медицинские осмотры в начале рабочего дня, в течение и в конце рабочего дня.

Причем, важно заметить, что время прохождения медицинских осмотров включается в рабочее время.

Кто должен проходить предрейсовый медосмотр

Предрейсовые медосмотры должны проходить абсолютно все водители, неважно управляет он автомобилем или погрузчиком, является индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.

Да, да, если вы индивидуальный предприниматель, который использует собственный автотранспорт в рабочих целях, то вы должны пройти выпуск на линию (п. 4 ст. 23 Закона № 196-ФЗ).

Исключением являются водители, которые управляют транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.

При выполнении работы по экстренному вызову они могут покидать рабочее место без медицинского осмотра.

Кто должен проходить послерейсовый медосмотр

Послерейсовые медосмотры проходят следующие категории водителей:

  1. Перевозящие людей и работающие по договору перевозки. К примеру, водитель главного бухгалтера, не должен проходить послерейсовый медосмотр, так как он выполняет свои функциональные обязанности по условиям трудового договора. Пассажиром является человек, не член экипажа, который перевозится в автомобиле, на основании гласного или негласного договора о перевозке. Заключение этого договора подтверждается билетом.
  2. Транспортирующие опасные грузы.
  3. Работники, которые провели в рейсе больше одного дня. А также, водители которые в течение рабочей смены совершили один и более рейсов, в этом случае они проходят послерейсовый медосмотр по завершении последнего рейса.

Последний пункт был разъяснен Письмом Минтранса от 8 апреля 2019 г. № Д3-531-ПГ.

Кто имеет право проводить предрейсовый медосмотр водителей

Проводить осмотр водителей имеет право только медицинский работник, имеющий медицинское образование и соответствующий сертификат.

При этом если это медработник является сотрудником медицинской организации, запросите лицензию на оказание данных услуг.

В случае если медработник штатный сотрудник  вашей компании, то имейте в виду, что также нужно получить лицензию на проведение медицинских осмотров. 

И здесь не рассматривается то, что вы выпускаете только своих сотрудников на линию, не оказывая финансовых услуг. Ознакомьтесь с п.46 статьи 12 ФЗ № 99 “О лицензировании отдельных видов деятельности”.

Все тонкости получения такого вида лицензии испытала на себе, поэтому, если вам интересны подробности, подготовлю статью на эту тему, напишите об этом в комментариях.

Рекомендую посмотреть видео, в котором рассказываю, что требуется для получения лицензии на проведение предрейсовых медосмотров, а также оставлю ссылку на свой канал на Youtube, где можно ознакомиться с другой полезной информацией.

Видео о требованиях к наличию лицензии при проведении предварительных и периодических медосмотров в организации

Порядок проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров

При проведении предрейсового и послерейсового медосмотра водителей нужно соблюдать следующий порядок:

  1. Рассмотрите жалобы на состояние здоровья работников, есть ли какие-то недомогания.
  2. Проведите визуальный осмотр на наличие травм, ушибов или повреждений, которые могут мешать управлению транспортным средством.
  3. Измерьте пульс, давление, температуру тела водителя.
  4. При помощи специальных приборов необходимо проверить наличие признаков алкогольного или наркотического опьянения. 
  5. Оформите путевой лист и сделайте запись в журнале проведения медосмотров на предприятии.

Предрейсовые медосмотры нужно проводить перед началом работы, то есть рейса. Скажите, капитан очевидность 😉 Но почему-то на деле с выполнением не у всех все норм! 

Они, в первую очередь, необходимы для того, чтобы обнаружить развитие заболеваний, перед рейсом понять, как себя чувствует себя водитель, исключить у него переутомление и не допустить работника в состоянии наркотического или алкогольного опьянения.

Чтобы подробно изучить данную тему, можете почитать Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15 декабря 2014 г. N 835н "Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров".

Если же времени у вас мало, читаем статью дальше 😊

Далее опять, включая капитана очевидность, скажу, что послерейсовые медосмотры – это осмотры после рейса.  И нужны, чтобы в конце рабочей смены определить, не появились ли у водителя:

  • признаки воздействия вредных или опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса, которые могут пагубно влиять на состояние здоровья работников;
  • острое профзаболевание или отравление;
  • имеют ли место быть признаки алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

Весь спектр услуг по охране труда, ГО и ЧС

Введите номер телефона, рассчитаю смету по вашим задачам. Вводите без восьмерки. "Бюро Екатерины Воронцовой" – профессиональное решения ваших задач: качественно и в срок!

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных

Журнал предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей

Образец заполнения Журнала регистрации предрейсового медосмотраОбразец журнала предрейсовых и послерейсовых медосмотров

После того как был проведен медосмотр водителя перед выпуском на линию, необходимо оформить запись в журнале регистрации предрейсовых медосмотров.

Записываем следующее:

  •  дату и время прохождения медосмотра;
  • ФИО водителя;
  • пол;
  • дату рождения;
  • результаты исследований;
  • заключение о результате медосмотра.

Далее, ставит подпись медработник и сотрудник. Как и все журналы на предприятии, он должен быть прошит, пронумерован, скреплен печатью и подписью. Скачать бланк журнала предрейсовых и послерейсовых медосмотров можно, перейдя по ссылке.

Правила оформления путевых листов

После того как журнал предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей был заполнен, на путевых листах ставится штамп "прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен". Медицинский работник должен поставить подпись. Это требование можно посмотреть в п.15 Приказ Минтранса РФ от 11.09.2020 N 368

В своем письме № Д3-531-ПГ от 8 апреля 2019 г. Минтранс напомнил об этом обязательном моменте.

Образец заполнения путевого листа 2021Образец заполнения путевого листа

Скачать бланк путевого листа можно здесь. При его заполнении нужно указать срок действия, в течение которого путевой лист можно использовать. Все водители в обязательном порядке должны иметь при себе путевые листы после выпуска на линию.

Ответственность работодателя 

Так как дорога является объектом повышенной опасности, то и требования к работодателю высокие, поэтому ответственность за выпуск автомобиля на линию без медосмотра водителя карается немалыми штрафами.

Вот, например, если допустить водителя без прохождения обязательных предрейсовых и послерейсовых медосмотров или  при наличии у него медицинских противопоказаний к работе, то по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ грозит штраф:

  • на должностных лиц – от 15000 до 25000 руб.;
  • на предпринимателей – от 15000 до 25000 руб.;
  • на юридических лиц – от 110000 до 130000 руб.

Если нарушить порядок проведения медосмотров, то следует привлечение к административной ответственности по ст. 11.32 КоАП РФ:

  • на граждан – от 1000 до 1500 руб.;
  • на должностных лиц – от 2000 до 3000 руб.;
  • на предпринимателей и юридических лиц – от 30000 до 50000 руб.

В случае допуска водителя в состоянии алкогольного опьянения будете отвечать по ст. 12.32 КоАП РФ:

  • на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств – 20000 руб.;
  • на юридических лиц и предпринимателей – 100000 руб.

Не забывайте, что ответственность может быть не только административной, но и уголовной.

Основной вывод

Несмотря на ответственность и штрафы, желаю не забывать, что управление автомобилем относится к объекту повышенной опасности, потому как плохое самочувствие водителя может стать причиной ДП и травмой не одного работника, а десятков одновременно и не только работающих в вашей организации, но и других участников дорожного движения.

В машинах часто перевозят детей, а халатное отношение к выпуску водителей на линию, может угрожать и их жизни.

А путевые листы с печатями так часто покупают и продают, потому что у работодателей нет времени, не хочется «заморачиваться» и упускать возможности.

Но если мы все будем ответственно подходить к предрейсовым и послерейсовым медицинским осмотрам водителей, то процент несчастных случаев будет гораздо ниже.

Желаю вам эффективной, а главное, безопасной работы!

Если у вас появились вопросы, пишите о них в комментариях, возможно, они послужат основой для следующей статьи.

разработаю документы за вас

Введите номер телефона, рассчитаю смету по вашим задачам. Вводите без восьмерки. "Бюро Екатерины Воронцовой" – весь спектр услуг по ОТ, ГО и ЧС. Качественно и в срок!

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных

120 комментариев

  1. Аватар комментатора Александр
    Если водитель едет на срок, превышающий один день (2-3 дня), как быть с проведением медосмотра?
    Ответить
  2. Аватар комментатора Игорь
    Добрый день! Екатерина.
    У нас в организации 2 водителя, один из них совмещает должность начальника транспортного отдела, но транспорта своего нет - арендуем у др.организации 2 легковых автомобиля и одна грузовая Газель. Путевку водители оформляют только для бухгалтерии, медика и контролера технического состояния нигде не проходят, при остановке сотрудниками ГИБДД, говорят, что вопросов не возникает: показывают договор аренды и всё, отсюда вопросы:
    1. Необходимо ли нам проходить предрейсовый медосмотр, если даже сотрудники ГИБДД не смотрят в путевки?
    2. Кто имеет право ставить отметку о техническом состоянии автомобиля, какая должна быть квалификация (образование), может ли им быть Водитель/начальник трансп.отдела со средним специальным образованием?
    3. Должен ли быть в нашей организации ответственный за БДД?
    4. Какие документы (журналы) должны быть в организации по охране труда и ПДД если есть 2 водителя, а своего транспорта нет?
    5. Нужно ли оформлять на грузовой автомобиль перевозку опасных грузов при транспортировке 3 баллонов сжатого газа для аргоновой сварки (кислород, ацетиллен и пр.).
    6. Что должны быть в организации при вывозе отходов (мет.стружка) своим транспортом, в частности удостоверение на обращение с отходами у водителя?
    Ответить
    1. Аватар комментатора Екатерина Воронцова

      Доброго дня
      1 и 3. ИП или ООО, которые эксплуатируют авто, не владеют на правах собственности, а именно эксплуатируют (ст. 20 ФЗ 196) обязаны организовывать работу водителя в соответствии с требованиями, обеспечивающими БДД (статья 23): медосмотры (все виды), ТО, ремонт, страховка, назначать ответственного за обеспечение БДД.

      1. Согласно Приказа Минтранса № 287 имеет право только контролер технического состояния автотранспортных средств, то есть требование - это наличие диплома о среднем профессиональном образовании по специальности "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта" либо "Техника и технология наземного транспорта", либо профпереподготовка "Контролер технического состояния автотранспортных средств".
      2. Оформлять дополнительные документы не надо. Баллон считается упаковкой, до 3-х упаковок можно перевозить без ДОПОГ и маркировок, а упаковка не может превышать объем 1000л.
      3. У Вас должна быть лицензия на наличие права заниматься деятельностью, предусматривающей право работы с металлическим ломом в первую очередь, и обучение водителя
      Ответить
  3. Аватар комментатора Надежда
    Доброго времени суток! Подскажите, пожалуйста, какие последствия могут быть для организации, если водитель начальника линейного участка вечером не поставил служебный автомобиль в гараж, уехал домой и рано утром без прохождения предрейсового медосмотра выехал с дома на смену и совершил ДТП (в рабочую смену). В результате аварии погиб 1 человек на другой машине.
    Ответить
    1. Аватар комментатора Екатерина Воронцова

      Доброго дня. Сложно сказать на вскидку, здесь расследование будет вести следственный комитет

      Ответить
  4. Аватар комментатора Юлия
    Екатерина, добрый день!
    Получается:
    1) Необходимо проходить предрейсовый МО только водителю, который согласно трудовому договору устроен на данную должность?
    2) Если же это просто сотрудники, которые периодически используют автомобиль, но не устроены, как водитель и нигде не прописано, что они управляют транспортным рабочим средством, то им проходить предрейсовый МО нет необходимости?
    3) Ещё возник вопрос, если водитель будет утроен по договору ГПХ, то на него получается не распространяется данное требование с МО?
    Ответить
    1. Аватар комментатора Екатерина Воронцова

      Добрый день.

      1. Да
      2. Спорный момент и судебная практика двоякая, потому как использование рабочего автомобиля подразумевает прохождение предрейсового МО.
      3. Все зависит от условий договора, а также от того, в чьей собственности находится автомобиль
      Ответить
  5. Аватар комментатора Андрей
    Екатерина, здравствуйте! Вопросы безопасности дорожного движения и охраны труда законодательно разделены. Согласно тому же 196-ФЗ на предприятии, эксплуатирующем транспортные средства, должно быть приказом назначено должностное лицо, ответственное за обеспечение БДД. Вопросы охраны труда в организации курирует СОТ. Каким образом между этими должностными лицами должны быть распределены обязанности и ответственность? И еще - про ответственность. Вы не упомянули в статье часть 2 ст. 12.31.1, которой предусмотрена ответственность за нарушения при проведении пред/послерейсовых медосмотров, которая выявляется органами МВД-ГИБДД и Ространснадзора. Не упомянули, видимо - по причине отмены (при временном отсутствии замены) приказа Минтранса № 7? И получается, что за одно и то же нарушение к адмответственности могут привлекать, кроме упомянутых органов, также ГИТ и какие то (?) органы здравоохранения - насколько это справедливо? Спасибо.
    Ответить
    1. Аватар комментатора Екатерина Воронцова

      Доброго дня. Обязанности разделаются должностной инструкцией и ответственность определяется приказом по организации.
      Взамен Приказа Минтранса № 7 вступили в силу:

      1. Постановление Правительства РФ от 01.10.2020 № 1586
      2. Постановление Правительства РФ от 21.12.2020 № 2200
      3. Приказ Минтранса России от 29.07.2020 № 264
        Но в них требования о проведении предрейсовых/ послерейсовых медосмотров
      Ответить
  6. Аватар комментатора Катя
    Здравствуйте, Екатерина! Я правильно поняла, что по действующим законам и нормам на сегодняшний день компании, в штате которых числятся водители, не могут заключить договор с мед.фирмой на оказание услуг предрейсового осмотра с выездом мед.работника? Для того, чтобы организовать правильный предрейсовый мед.осмотр теперь придется организовать мед.кабинет и лично получать лицензию на него и все вытекающие документы и нанимать в штат мед.работника? А если у организации 2 базы с разными адресами, то соответственно 2 мед.кабинета? Даже если в штате только 2 водителя.
    Ответить
    1. Аватар комментатора Екатерина Воронцова

      Доброго дня. Да, Вы правильно понимаете.
      Но в каждой ситуации нужно смотреть, каким образом составлен договор оказания услуг. Если в договоре не сказано, что медработник приезжает к Вам в организацию, то и вопросов нет

      Ответить
  7. Аватар комментатора dia1390@yandex.ru
    Екатерина, здравствуйте .помогите разобраться.При прохождении предрейсового осмотра у водителя алкотестер показ 0,3 промиля ,что должен дальше делать мед.работник, и как правильно юридически он должен поступить.кто посылает на мед. освидетельствование, спасибо.
    Ответить
    1. Аватар комментатора ц3кн
      dia1390@yandex.ru, отправляет на медицинское освидетельствование работодатель водителя (подпункт 5 пункт 5 Порядка, утв. приказом МЗ РФ 933н).
      Ответить
  8. Аватар комментатора Ольга
    Добрый день! Подскажите, пожалуйста, принимаем на работу торгового агента, часть рабочего времени проводит в офисе, другую часть - разъездной характер. Ему предоставляется служебный автомобиль. Надо ли ему проводить предрейсовые мед.осмотры и периодические мед.осмотры?
    Ответить
    1. Аватар комментатора Екатерина Воронцова

      Добрый день. Нужно больше информации, чтобы точно ответить на Ваш вопрос, как оформлено предоставление автомобиля, есть ли в должностной инструкции использование рабочего автомобиля в рабочих целях и тд.
      Если во всех ЛНА фигурирует данная информация, то предрейсовые / предварительные и периодические МО требуются, как для водителя.

      Ответить
  9. Аватар комментатора Андрей
    Один водитель, работает на двух машинах с 9-00 до 17-00 и формируется два путевых листа. Осмотр проводиться перед рейсом и после рейса по Закону. Как в этом правильно спланировать работу подрядной организации?

    1) Работник проходит один медосмотр и штамп ставиться в двух путевых листах + две записи в журнале?

    или

    2) Работник обязан проходить два медосмотра? и штамп ставиться в двух путевых листах + две записи в журнале.
    Ответить
    1. Аватар комментатора Екатерина Воронцова

      Поясните, каким образом у Вас проводится выпуск на линию? До обеда на одном авто, после обеда на другом?

      Ответить
      1. Аватар комментатора Андрей
        Екатерина Воронцова, выпуск на линию проводиться по двум путевым (два авто сразу) с 9-00, мы не знаем в какое время водитель пересядет с машины на машину, оно всегда разное в течение дня.
        Ответить
        1. Аватар комментатора Екатерина Воронцова

          Если путевые оформляются одновременно, то один медосмотр

          Ответить
  10. Аватар комментатора Елена
    Добрый день! Скажите пожалуйста, должен ли проходить ПОСЛЕрейсовый медосмотр водитель директора гос. образовательного учреждения? Директор считается пассажиром?
    Ответить
    1. Аватар комментатора Екатерина Воронцова

      Добрый день. Нет, так как пассажир - физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования транспортного средства (п.12 статья 2 Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ)

      Ответить
      1. Аватар комментатора Наташа
        Екатерина Воронцова, простите, что вклиниваюсь в беседу.
        Всегда читаю комментарии для общего развития. И тут очень удивилась.
        У нас начальник гаража и водитель, в течение дня возят наших работников (директора, бухгалтера и т.д.).
        И они у нас проходят послерейсовый мед. осмотр, так как есть пассажиры. Есть еще другие работники (водители), которые ездят одни. Они не проходят.
        Так уже давно в нашей организации принято.
        И из вышесказанного я поняла, что можно начальнику гаража и водителю не проходить послерейсовый мед. осмотр. не проходить?
        Или неправильно Вас поняла?
        Ответить
▼ Показать еще комментарии ▼

Оставить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение