Все про предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей – порядок проведения

Порядок проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров
Обновлено:

Очень во многих организациях в штате фигурируют должности водителя, но не все правильно организуется предрейсовый медицинский осмотр водителей. Хотя работник ответственный за перевозку может быть не в себе или, например, выпимши…

И подавно меньше всего думают произвести послерейсовый медицинский осмотр. 

Хотя, опять же, выявив нарушение, например, употребление алкоголя или нарушения в состоянии здоровья по окончании смены, то можно предупредить возможный будущий несчастный случай.

Предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей

Предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей многие, вообще, никак не организуют на предприятии, по причине своего незнания или нежелания, но это как вы понимаете это чревато.

И если вам нужно навести порядок и разобраться, как выпускать водителей на линию, то в статье постараюсь рассмотреть все, что знаю и с чем сталкивалась про предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры, в том числе рассмотрю образцы документов, приказы и нововведения в этом году. Итак, начнем.

За чей счет происходит выпуск водителей на линию

В отношении водителей следует руководствоваться и ФЗ № 196 «О безопасности дорожного движения"

В статье 23 этого федерального закона также говорится о том, что предрейсовые медицинские осмотры обязательны, а послерейсовые требуются только водителям транспортных средств, если их работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.

И там же прописано, что обязательные медицинские осмотры проводятся за счет средств работодателя.

Об этом еще говорится в ст. 212 ТК РФ и о том, что обязательно проведение медицинских осмотров работников предприятия, к которым также относятся предрейсовые и послерейсовые медосмотры водителей.

Кроме того, не помешает посмотреть ч. 3 статью 213 ТК РФ –  где говорится о том, что отдельным категориям работников необходимо проходить обязательные медицинские осмотры в начале рабочего дня, в течение и в конце рабочего дня.

Причем, важно заметить, что время прохождения медицинских осмотров включается в рабочее время.

Кто должен проходить предрейсовый медосмотр

Предрейсовые медосмотры должны проходить абсолютно все водители, неважно управляет он автомобилем или погрузчиком, является индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.

Да, да, если вы индивидуальный предприниматель, который использует собственный автотранспорт в рабочих целях, то вы должны пройти выпуск на линию (п. 4 ст. 23 Закона № 196-ФЗ).

Исключением являются водители, которые управляют транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.

При выполнении работы по экстренному вызову они могут покидать рабочее место без медицинского осмотра.

Кто должен проходить послерейсовый медосмотр

Послерейсовые медосмотры проходят следующие категории водителей:

  1. Перевозящие людей и работающие по договору перевозки. К примеру, водитель главного бухгалтера, не должен проходить послерейсовый медосмотр, так как он выполняет свои функциональные обязанности по условиям трудового договора. Пассажиром является человек, не член экипажа, который перевозится в автомобиле, на основании гласного или негласного договора о перевозке. Заключение этого договора подтверждается билетом.
  2. Транспортирующие опасные грузы.
  3. Работники, которые провели в рейсе больше одного дня. А также, водители которые в течение рабочей смены совершили один и более рейсов, в этом случае они проходят послерейсовый медосмотр по завершении последнего рейса.

Последний пункт был разъяснен Письмом Минтранса от 8 апреля 2019 г. № Д3-531-ПГ.

Кто имеет право проводить предрейсовый медосмотр водителей

Проводить осмотр водителей имеет право только медицинский работник, имеющий медицинское образование и соответствующий сертификат.

При этом если это медработник является сотрудником медицинской организации, запросите лицензию на оказание данных услуг.

В случае если медработник штатный сотрудник  вашей компании, то имейте в виду, что также нужно получить лицензию на проведение медицинских осмотров. 

И здесь не рассматривается то, что вы выпускаете только своих сотрудников на линию, не оказывая финансовых услуг. Ознакомьтесь с п.46 статьи 12 ФЗ № 99 “О лицензировании отдельных видов деятельности”.

Все тонкости получения такого вида лицензии испытала на себе, поэтому, если вам интересны подробности, подготовлю статью на эту тему, напишите об этом в комментариях.

Рекомендую посмотреть видео, в котором рассказываю, что требуется для получения лицензии на проведение предрейсовых медосмотров, а также оставлю ссылку на свой канал на Youtube, где можно ознакомиться с другой полезной информацией.

Видео о требованиях к наличию лицензии при проведении предварительных и периодических медосмотров в организации

Порядок проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров

При проведении предрейсового и послерейсового медосмотра водителей нужно соблюдать следующий порядок:

  1. Рассмотрите жалобы на состояние здоровья работников, есть ли какие-то недомогания.
  2. Проведите визуальный осмотр на наличие травм, ушибов или повреждений, которые могут мешать управлению транспортным средством.
  3. Измерьте пульс, давление, температуру тела водителя.
  4. При помощи специальных приборов необходимо проверить наличие признаков алкогольного или наркотического опьянения. 
  5. Оформите путевой лист и сделайте запись в журнале проведения медосмотров на предприятии.

Предрейсовые медосмотры нужно проводить перед началом работы, то есть рейса. Скажите, капитан очевидность 😉 Но почему-то на деле с выполнением не у всех все норм! 

Они, в первую очередь, необходимы для того, чтобы обнаружить развитие заболеваний, перед рейсом понять, как себя чувствует себя водитель, исключить у него переутомление и не допустить работника в состоянии наркотического или алкогольного опьянения.

Чтобы подробно изучить данную тему, можете почитать Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15 декабря 2014 г. N 835н "Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров".

Если же времени у вас мало, читаем статью дальше 😊

Далее опять, включая капитана очевидность, скажу, что послерейсовые медосмотры – это осмотры после рейса.  И нужны, чтобы в конце рабочей смены определить, не появились ли у водителя:

  • признаки воздействия вредных или опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса, которые могут пагубно влиять на состояние здоровья работников;
  • острое профзаболевание или отравление;
  • имеют ли место быть признаки алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

Весь спектр услуг по охране труда

Введите номер телефона, рассчитаю смету по вашим задачам. Вводите без восьмерки. "Бюро Екатерины Воронцовой" – профессиональное решение ваших задач по охране труда. Качественно и в срок!

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных

Журнал предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей

Образец заполнения Журнала регистрации предрейсового медосмотраОбразец журнала предрейсовых и послерейсовых медосмотров

После того как был проведен медосмотр водителя перед выпуском на линию, необходимо оформить запись в журнале регистрации предрейсовых медосмотров.

Записываем следующее:

  •  дату и время прохождения медосмотра;
  • ФИО водителя;
  • пол;
  • дату рождения;
  • результаты исследований;
  • заключение о результате медосмотра.

Далее, ставит подпись медработник и сотрудник. Как и все журналы на предприятии, он должен быть прошит, пронумерован, скреплен печатью и подписью. Скачать бланк журнала предрейсовых и послерейсовых медосмотров можно, перейдя по ссылке.

Правила оформления путевых листов

После того как журнал предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей был заполнен, на путевых листах ставится штамп "прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен". Медицинский работник должен поставить подпись. Это требование можно посмотреть в п.15 Приказ Минтранса РФ от 11.09.2020 N 368

В своем письме № Д3-531-ПГ от 8 апреля 2019 г. Минтранс напомнил об этом обязательном моменте.

Образец заполнения путевого листа 2021Образец заполнения путевого листа

Скачать бланк путевого листа можно здесь. При его заполнении нужно указать срок действия, в течение которого путевой лист можно использовать. Все водители в обязательном порядке должны иметь при себе путевые листы после выпуска на линию.

Ответственность работодателя 

Так как дорога является объектом повышенной опасности, то и требования к работодателю высокие, поэтому ответственность за выпуск автомобиля на линию без медосмотра водителя карается немалыми штрафами.

Вот, например, если допустить водителя без прохождения обязательных предрейсовых и послерейсовых медосмотров или  при наличии у него медицинских противопоказаний к работе, то по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ грозит штраф:

  • на должностных лиц – от 15000 до 25000 руб.;
  • на предпринимателей – от 15000 до 25000 руб.;
  • на юридических лиц – от 110000 до 130000 руб.

Если нарушить порядок проведения медосмотров, то следует привлечение к административной ответственности по ст. 11.32 КоАП РФ:

  • на граждан – от 1000 до 1500 руб.;
  • на должностных лиц – от 2000 до 3000 руб.;
  • на предпринимателей и юридических лиц – от 30000 до 50000 руб.

В случае допуска водителя в состоянии алкогольного опьянения будете отвечать по ст. 12.32 КоАП РФ:

  • на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств – 20000 руб.;
  • на юридических лиц и предпринимателей – 100000 руб.

Не забывайте, что ответственность может быть не только административной, но и уголовной.

Основной вывод

Несмотря на ответственность и штрафы, желаю не забывать, что управление автомобилем относится к объекту повышенной опасности, потому как плохое самочувствие водителя может стать причиной ДП и травмой не одного работника, а десятков одновременно и не только работающих в вашей организации, но и других участников дорожного движения.

В машинах часто перевозят детей, а халатное отношение к выпуску водителей на линию, может угрожать и их жизни.

А путевые листы с печатями так часто покупают и продают, потому что у работодателей нет времени, не хочется «заморачиваться» и упускать возможности.

Но если мы все будем ответственно подходить к предрейсовым и послерейсовым медицинским осмотрам водителей, то процент несчастных случаев будет гораздо ниже.

Желаю вам эффективной, а главное, безопасной работы!

Если у вас появились вопросы, пишите о них в комментариях, возможно, они послужат основой для следующей статьи.

разработаю документы за вас

Введите номер телефона, рассчитаю смету по вашим задачам. Вводите без восьмерки. "Бюро Екатерины Воронцовой" – весь спектр услуг по охране труда. Качественно и в срок!

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных

132 комментария

Аватар комментатора Татьяна Автор: Татьяна

Екатерина Воронцова, здравствуйте. Из видео следует, что при перевозке любого пассажира (платно или бесплатно) водителю необходимо проходить послерейсовый МО. При этом в комментариях выше Вы отвечаете, что водитель, который перевозит руководителя или главного бухгалтера, послерейсовый МО НЕ проходит. Вопрос: нужно или не нужно в случае перевозки руководителя проводить послерейсовый МО?

Аватар комментатора Татьяна Автор: Татьяна

Екатерина, здравствуйте. Помогите, пожалуйста, разобраться со следующим спорным вопросом. В учреждении в штате предусмотрены водители. В должностных регламентах предусмотрено, что водители перевозят документы. При этом фактически вместе с водителем ездит курьер. Необходимо ли в этом случае проводить ПОСЛЕрейсовый медицинский осмотр? Предрейсовый МО водители проходят. Спасибо

Аватар комментатора Павел Автор: Павел

Добрый день. Подскажите пожалуйста нигде нет ответа на такой вопрос. Если организация получает лицензию на мед остмотры по Юр Адресу. А работа выполняется по всей стране вахтовым методом. Как можно проводить мед. осмотры на вахте? (есть оборудованный вагончик для этого, но у него нет адреса) Заранее спасибо

Аватар комментатора Анна Автор: Анна

Екатерина, добрый день!
В нашей компании офис находится в одном городе, а часть работников, выполняющих монтажные работы на объектах заказчиков, постоянно находятся вне офиса и во время рабочих командировок проживают либо в арендованной нашей компанией квартире в другом городе, либо в вагончиках, предоставляемых заказчиками - владельцами объектов, на которых работают наши работники. То есть, в офисе эти работники не появляются. Поскольку объекты заказчиков находятся за пределами города, в котором расположена квартира, то работники добираются до них на авто, которые находятся в лизинге. Перед выездом, работники проходят предрейсовый медосмотр в мед. организации, с которой заключен договор. Опасные грузы и пассажиров эти работники не перевозят, только себя и инструменты или оборудование, которое монтируют. По должности они являются инженерами-электрониками.
Кроме самих работников, в том городе и в той квартире из руководства никто не проживает. Распоряжения даются по эл.почте или телефону. Путевые листы оформляют сами работники. Исходя из этой ситуации появились вопросы:
1. Законно ли оформление таким образом путевых листов? и если нет, то как грамотно можно организовать их выдачу, исходя из нашей ситуации?
2. Должны ли в нашей организации вестись журналы предрейсовых мед.осмотров, если в мед.организации уже есть свои журналы, где мед. работник и наш работник после предрейсового осмотра ставят подписи?
3. Должен ли быть в нашей организации ответственный за БДД и, если да, целесообразно ли будет назначить им кого-то из руководителей, которые находятся в офисе?
4. Поскольку мы лично никак не можем контролировать состояние здоровья и уровень трезвости работников, которые находятся в квартире, мы хотим заключить соглашение с мед.организацией, которая проводит предрейсовые М.О., на проведение выездных М.О. на в этой квартире, где проживают работники. Проведение такого осмотра в мед.организации нецелесообразно, поскольку после этого осмора, во внерабочее время, уровень трезвости работников может снизиться. Подскажите, пожалуйста, возможно ли проводить такие выездные М.О. с точки зрения закона? Можно ли отнести проведение таких М.О. к послерейсовым или послесменным? У мед. организации есть лицензия на проведение предрейсовых, предсменных и послерейсовых, послесменных медицинских осмотров.
Спасибо.

Аватар комментатора Наталья Автор: Наталья

Добрыйдень!
Екатерина, подскажите пожалуйста, в огранизации по труд.договору оформлен фельдшер, у которого есть удостоверение о повышении квалификации "Подготовка мед.перс. по вопросам проведения предрейсовых и послерейсовых мед.осмотров." Может ли он проводить предрейсовый осмотр водителей? или еще нужна лицензия?

Аватар комментатора Наталья Автор: Наталья

Наталья, добрый день. Тоже интересует ответ на этот вопрос

Аватар комментатора Александр Автор: Александр

Добрый день! подскажите пожалуйста, у нас юр. организация у нас все сотрудники в том числе и водители проходят каждый год периодический медосмотр. Нужно ли водителям еще проходить и мед. комиссию? Я имею введу получат справку по форме №003-В/у Спасибо!

Аватар комментатора Екатерина Воронцова Автор: Екатерина Воронцова

Доброго дня.
Да, для водителей необходим не только предварительный/периодический медосмотр (основание - Приказ Минздрава РФ от 28.01.2021 N 29Н), но и получение медицинской водительской справки (основание - Приказ Минздрава РФ от 15.06.2015 N 344Н)

Аватар комментатора Александр Автор: Александр

Екатерина Воронцова, Здравствуйте! Я прочитал Приказ Минздрава от 15.06.2015 №344н там говориться что Медицинское освидетельствование проводится в отношении:
1) кандидатов в водители,
2 водители который меняют ВУ
3.лиц, работающих в качестве водителей транспортных средств, при проведении обязательного периодического медицинского осмотра которых ВЫЯВЛЕНЫ признаки заболеваний.
Но не где не нашел что лица работающие водителями должны каждый год предоставлять эту справку работодателю. Может я что то где упустил подскажите пожалуйста. И какое наказание будет применено ответственному за БДД если водители будут работать без таких справок!

Аватар комментатора Екатерина Воронцова Автор: Екатерина Воронцова

Мед.справка водителя - это документ личного использования водителя, не работодателя, для них она обязательна, при указанных Вам условиях.
Для работодателя (ответственного за БДД) необходим контроль за наличием прохождения следующих медосмотров:
— предварительный;
— периодический;
— предрейсовый;
— послерейсовый;
— обязательное психиатрическое освидетельствование.

Аватар комментатора ОльгаС. Автор: ОльгаС.

Добрый день! Помогите пожалуйста разобраться , нужен ли предрейсовый осмотр водителям погрузчика, которые функционируют внутри производства? ПОТ РМ-008-99 утратил силу, Правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта № 553 от 27.08.2018 г. не регламентируют. Или же им достаточно предсменного осмотра? (который у нас будет проводиться).

Аватар комментатора Екатерина Воронцова Автор: Екатерина Воронцова

Доброго дня. Данное требование остается на основании Приказа Министерства здравоохранения РФ от 15 декабря 2014 г. № 835н, так как погрузчик - машина, предназначенная для подъема, погрузки, разгрузки, штабелирования и транспортирования грузов, оборудованная одним из сменных грузозахватных приспособлений (вилы, безблочная стрела, кантователь, штыревой захват, сталкиватель, боковой смещающийся захват, каретка поперечного перемещения, захват-кантователь и др.).

Аватар комментатора Александр Автор: Александр

Если водитель едет на срок, превышающий один день (2-3 дня), как быть с проведением медосмотра?

Аватар комментатора Игорь Автор: Игорь

Добрый день! Екатерина.
У нас в организации 2 водителя, один из них совмещает должность начальника транспортного отдела, но транспорта своего нет - арендуем у др.организации 2 легковых автомобиля и одна грузовая Газель. Путевку водители оформляют только для бухгалтерии, медика и контролера технического состояния нигде не проходят, при остановке сотрудниками ГИБДД, говорят, что вопросов не возникает: показывают договор аренды и всё, отсюда вопросы:
1. Необходимо ли нам проходить предрейсовый медосмотр, если даже сотрудники ГИБДД не смотрят в путевки?
2. Кто имеет право ставить отметку о техническом состоянии автомобиля, какая должна быть квалификация (образование), может ли им быть Водитель/начальник трансп.отдела со средним специальным образованием?
3. Должен ли быть в нашей организации ответственный за БДД?
4. Какие документы (журналы) должны быть в организации по охране труда и ПДД если есть 2 водителя, а своего транспорта нет?
5. Нужно ли оформлять на грузовой автомобиль перевозку опасных грузов при транспортировке 3 баллонов сжатого газа для аргоновой сварки (кислород, ацетиллен и пр.).
6. Что должны быть в организации при вывозе отходов (мет.стружка) своим транспортом, в частности удостоверение на обращение с отходами у водителя?

Аватар комментатора Екатерина Воронцова Автор: Екатерина Воронцова

Доброго дня
1 и 3. ИП или ООО, которые эксплуатируют авто, не владеют на правах собственности, а именно эксплуатируют (ст. 20 ФЗ 196) обязаны организовывать работу водителя в соответствии с требованиями, обеспечивающими БДД (статья 23): медосмотры (все виды), ТО, ремонт, страховка, назначать ответственного за обеспечение БДД.

  1. Согласно Приказа Минтранса № 287 имеет право только контролер технического состояния автотранспортных средств, то есть требование - это наличие диплома о среднем профессиональном образовании по специальности "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта" либо "Техника и технология наземного транспорта", либо профпереподготовка "Контролер технического состояния автотранспортных средств".
  2. Оформлять дополнительные документы не надо. Баллон считается упаковкой, до 3-х упаковок можно перевозить без ДОПОГ и маркировок, а упаковка не может превышать объем 1000л.
  3. У Вас должна быть лицензия на наличие права заниматься деятельностью, предусматривающей право работы с металлическим ломом в первую очередь, и обучение водителя

Аватар комментатора Надежда Автор: Надежда

Доброго времени суток! Подскажите, пожалуйста, какие последствия могут быть для организации, если водитель начальника линейного участка вечером не поставил служебный автомобиль в гараж, уехал домой и рано утром без прохождения предрейсового медосмотра выехал с дома на смену и совершил ДТП (в рабочую смену). В результате аварии погиб 1 человек на другой машине.

Аватар комментатора Екатерина Воронцова Автор: Екатерина Воронцова

Доброго дня. Сложно сказать на вскидку, здесь расследование будет вести следственный комитет

Оставить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение